Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ в преподавании информатики

Использование ИКТ в преподавании информатики

 Возможно целесообразно использовать информационные технологии на уроках информатики, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео:

1. при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы, электронные учебники, презентации);

2. закрепление материала (тренинг- разнообразные обучающие программы, практические работы);

3. система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4. самостоятельная работа учащихся (обучающие программы, электронные учебники, энциклопедии, поиск информации в Internet);

5. проведение интегрированных уроков по методу проектов; (создание Web-страниц, использование современных Интернет-технологий);

6. тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);

7.участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

 

   На уроках информатики невозможно обойтись  без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы. Хотелось бы более конкретно остановиться на применении информационных компьютерных технологий в практике преподавания информатики.

   Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Это позволяет мне усилить мотивацию обучающихся к учебе. Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

 

   На первых этапах  работы информационные технологии применялись мной для создания дидактического материала. Для этой цели использую пакет программ MS Office (текстовый редактор Word, электронные таблицы Microsoft Excel),  технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации, технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программ PowerPoint и Active Studio.

   Считаю что создание презентаций это наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий.

   Мною используются презентации на уроках информатики для того чтобы:

- объяснить новые темы, сопровождаемые презентациями (использование ЭВМ позволяет мне сделать лекцию более привлекательной для студентов, выросла её информативная емкость, объяснение стало более красочным);

- использовать презентации при повторении пройденного материала;

- демонстрировать условия и решения задачи (например, при изучении языков программирования или составления алгоритмов);

- проводить тесты;

- проводить взаимопроверку самостоятельных работ и тестов с помощью ответов на слайде;

- проводить физкультминутки;

- проводить рефлексию студентов; 

- помогать студентам при создании ими компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний, а также выполнять проекты по тематике различных предметов на уроках информатики, что показывает межпредметные связи,  делая работу практически значимой;

- проводить внеклассную работа: часы общения, интеллектуальные игры, турниры и пр.

 

   Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием.

 

   Среди новинок интерактивных средств особое место занимают электронные интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Считаю, что использование мною интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь обучающихся интересным материалом, но и самой по-новому взглянуть на свой предмет.

   В процессе работы с интерактивной доской на уроках информатики я стараюсь использовать как традиционные, так и инновационные виды заданий и деятельности. Вот некоторые примеры использования интерактивной доски на моих уроках: практические  работы, фронтальная работа (демонстрация готовых материалов), задания с последующей компьютерной проверкой, дидактические игры, публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы, организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам) и многие другие.

   Использование интерактивной доски имеет ряд преимуществ:

-усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с различными локальными, сетевыми информационными и программными и другими ресурсами;

-позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

 -позволяет обучающимся быстро воспринимать информацию и повышает их мотивацию;

-позволяет обучающимся принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более занимательными

-позволяет проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем классе, дает возможность организовывать грамотную обратную связь «студент-преподаватель».

   Применение электронной интерактивной доски позволяет мне существенно интенсифицировать и дифференцировать процесс обучения, проводить занятия на новом качественном уровне в рамках развития компетентностного подхода в образовательной среде.

   Однако следует отметить, что для успешного использования интерактивных досок преподавателям необходимо иметь навык работы с компьютером и освоить специальное программное обеспечение.

 

   Использование обучающих программ на CD один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На своих уроках я широко использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели.  Они являются важнейшие средствами иллюстрации объяснения преподавателя.

 

   Электронные  учебники следует рассматривать не только как очередное техническое средство обучения, как дополнительный дидактический материал, но и как информационно-образовательную среду для преподавателей, студентов и родителей. Использование электронных учебников и электронных образовательных ресурсов сетей помогает мне решать проблему индивидуализации обучения.

   Обычно студенты, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для студента, чем штудирование скучных страниц учебника. Использование электронного учебника формирует универсальное умение студентов работать с информацией, систематизировать и анализировать.

 

   Также одной из распространенных форм уроков с использованием информационных технологий, которые я использую в своей практике – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у студентов, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться. Конечно, тестирование не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет мне:

-более рационально использовать время урока;

-охватить больший объем содержания;

-быстро установить обратную связь со студентом и определить результаты усвоения материала;

-обеспечить одновременную проверку знаний студентов всей группы и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку.

   Используя интеграцию предметов информатики, студенты с удовольствием сами составляют тесты по различным разделам информатики. При составлении теста студенты должны не только владеть основными знаниями и умениями по информатике (знать работу электронных таблиц Microsoft Excel, программирование условий и циклов), но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста.

 

   Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании считаю создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка ЗУН. Использование таких программ повышает интерес учащихся к предмету, превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствует развитию исследовательских навыков студентов.

   Для этого группу разбиваю на команды и провожу такие игры как: «Счастливый случай» или «Что-где-когда», для закрепления материала по ранее пройденным темам; «Эрудит», при изучении символьных типов данных; «Мозаика», при изучении графического редактора Paint, логические игры при изучении темы «Логика и логические функции» и другие.

 

   На современных уроках информатики с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Из своей практики преподавания сделала вывод – большой интерес на уроках вызывает у обучающихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели.

 

   Роль творчески работающего преподавателя информатики не ограничивается внедрением в учебный процесс уже имеющихся компьютерных технологий. Оказавшись «на передовой» научно-технического процесса, преподаватель сам имеет возможность стать разработчиком и испытателем новых средств обучения: от наброска иллюстраций к конкретному уроку до производства программного продукта.

   Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: novo25 (07.04.2014)
Просмотров: 5413